К вопросу о взаимоотношениях заповедника «Столбы» и красноярцев
А. М. Хританков, Е. Б. Андреева
Государственный природный заповедник «Столбы» 660006, Красноярск, ул.
Карьерная. 26а, e-mail: stolby@ktk.ru
«Столбизм - сформировавшийся на «Столбах» феномен народной культуры
красноярцев, массовое спортивно-эстетическое движение, в основе которого лежит
свободное лазание по скалам и разнообразные формы активного досуга. Для
столбизма, как особого мироощущения, характерна атмосфера равенства, вольности,
праздничности, восприятия «Столбов» как уникального культурно-географического
пространства» (Енисейский энциклопедический словарь).
Во все времена своего существования заповедник «Столбы» был неразрывно связан
с г. Красноярском через его горожан - столбистов. Поэтому очень актуальна
проблема взаимодействия с этой частью населения, т. к. именно они в большинстве
своем являются носителями традиций отношения к заповеднику как объекту,
достойному уважения, поклонения и сохранения.
Близость к городу и исторически сложившееся рекреационное использование части
территории обусловили выделение туристско-экскурсионного района (ТЭР). Влияние
потока посетителей на природу заповедника носит длительный характер, хотя весьма
вариабельно по количественным характеристикам. Однако, в любом случае, для
сохранения природных комплексов в их естественном состоянии необходимо
проведение определенных мероприятий, что весьма затратно как в плане
обустройства территории, так и в плане экологического воспитания посетителей. В
настоящее время, при отсутствии федерального финансирования рекультивации и
благоустройства, когда заповедники находятся в условиях «помоги себе сам",
туризм может стать одним из основных источников доходов. При определении степени
привлекательности объекта для туристов доминирующим показателем служит его
эксклюзивность.
Рекреационная ценность «Столбов» - в природе заповедника, скалах и людях -
постоянных посетителях (столбистах), придающих особый колорит.
По отдельности две первые составляющие не являются уникальными: природа
заповедника типична для предгорий Восточного Саяна, а подобные скалы можно найти
не только в России (нац. парк «Алханай»), но и в США (нац. парк «Юсемит»).
Эксклюзивным является расположение этого природного комплекса практически в
городской черте крупного промышленного центра. Что касается так называемого «столбизма»
- то это явление воистину уникально, как специфическими отношениями между
людьми, так и их отношением к природе, когда происходит как бы естественное
"включение" человека в состав биоценоза.
Изначально своим существованием заповедник обязан столбистам, настоявшим на «заповедании»
этой территории для того, чтобы уберечь любимые места от рубки леса и ломки
камня. В результате получилось, что, в сущности, заповедник «Столбы" был
организован как некое природно-социальное единство, сохраняющее на территории
все сложившиеся к моменту организации комплексы, как фауны, флоры, так и людей,
ставших такой же неотъемлемой частью, как и бурундуки или рябчики. Именно
столбисты фактически несли охрану в первые годы, когда в штате, кроме директора,
работавшего по совместительству, числился всего один человек. И несмотря на то
что слово "Свобода» на II Столбе существует с 1905 года, оно и до сего времени
выражает сам дух столбизма. Еще в 1925 году на общей сходке вся эта анархистская
вольница по собственной инициативе приняла «Правила столбистов», категорически
определяющие поведение посетителей на "Столбах», в том числе с требованием
бережного отношения к природе, и предусматривающие достаточно жесткие меры
наказания нарушителей, минуя юридические структуры. Каждый столбист считал себя
Хозяином на «Столбах», что подразумевало в равной степени как права, так и
ответственность за происходящее там. Причем эти права ни в коей мере не являлись
единоличными, но в них все были равны. Столбисты - «разночинцы», в одной
компании могут быть доктор наук и шофер, авторитет здесь определяется только
качествами личности, а не социальным статусом или финансовым положением. Эта
специфика неформальности данного феномена накладывает отпечаток и создает
определенные сложности во взаимоотношениях с государственной структурой
(заповедником), для урегулирования которых в свое время было создано так
называемое «Общество столбистов» как результат поиска компромисса.
Особенно ярко были выражены связь и взаимовлияние города и заповедника до
войны, с вы-JbcihHOn ею массовой эвакуацией с запада. Однако с годами, по мере
увеличения доли приезжих в составе населения Красноярска, процессы ассимиляции
вновь прибывших и приобретение ими «красноярского» менталитета, в том числе
отношения к заповеднику как к своей Родине, до какой-то степени угасали. Тем не
менее именно традиционное отношение, поддерживаемое преемст-оенностью поколений,
позволило дожить духу столбизма до наших дней.
К сожалению, изменение политики, а впоследствии социально-экономических
условий в стране затронуло и заповедник. Времена, когда развитие туризма
вменялось заповедникам в обязанность, канули в лету вместе с существовавшими на
«Столбах» туристическим комплексом и музеем природы. Период «заповедник должен
быть заповедником, а туризм - организованным, и не иначе» привел к дискриминации
столбистов - изначально неформальной «организации», поддерживающей порядок и
чистоту на «Столбах» по велению сердца, бескорыстно, а не по указанию свыше или
за отдельную плату. Поскольку наиболее законопослушными являются, как правило,
«старики», которые, не желая идти на конфликт с законом и не всегда сумев
отделить государственную структуру «Заповедник» от территории заповедника
«Столбы», не выдержали первыми и ушли. Вот так «прервалась связь времен». И
сегодня, к сожалению, в среде столбистских компаний, проповедующих старые
заповеди, сохранилось лишь одно-два «реликтовых сообщества» и только.
Новые веяния привнесли в Положение о заповеднике определение «...
эколого-просветительское учреждение», что автоматически включило туризму зеленый
свет, но, увы, не подкреплялось ни штатами, ни сметой. Как могут проследить
один-два штатных госинспектора за несколькими сотнями человек, рассеянными по
гористой территории площадью 1410 га с бесчисленными тропами и скалами? Другая
сторона - ущерб от массового посещения необустроенной для этих целей территории
значительно выше, чем на специально организованной, с предусмотренными местами
отдыха и тропами с нормальным покрытием. На наш взгляд, существуют три пути
решения проблемы, причем оптимум - в их сочетании, а не выборе одного: а)
финансовая поддержка города и края; б) платный организованный туризм; в)
общепризнанное «волонтерство», представителями которого от века являлись
столбисты.
а) Заповедник «Столбы» и его охранная зона - одно из немногих мест отдыха,
доступных практически всем красноярцам, в том числе малообеспеченным, т. е. за
счет особо охраняемой территории город решает свои рекреационные проблемы, и
компенсация за пользование рекреационным ресурсом будет вполне закономерна и
справедлива. Эти средства должны пойти на содержание дорожно-тропиночной сети,
организацию мест отдыха, уборку мусора.
б) Туризм - одна из доходнейших статей бюджета в цивилизованном мире и вполне
могла бы быть таковой для города и края. «Столбы» - одна из основных
достопримечательностей, место, куда обязательно везут гостей всех рангов, от
любимой тетушки до министра. Фигурально выражаясь, «Столбы» - лицо города, его
«визитная карточка». Туристический бизнес влечет за собой увеличение финансовых
потоков, создание соответствующих инфраструктур и дополнительных рабочих мест.
Но турист платит за услуги, для организации которых необходимы первоначальные
вложения. Однако необходимо взвешенно подходить к «оцивилизированию» «Столбов»,
чтобы в погоне за удобствами для туристов не уничтожить впечатление от общения с
дикой природой, экзотичной для урбанизированного человека, ради которого сюда и
приходят люди.
в) Волонтеры - люди, работающие бескорыстно, осознающие необходимость своего
личного участия в проводимых акциях и получающие удовлетворение от возможности
быть сопричастными к ним. То же, по сути, делают столбисты, сохраняя свою среду
обитания. Порочная практика перевода всех отношений в единую систему «товар
-деньги» в корне подрывает установку на бескорыстный инициативный труд. При
планировании стратегий поведения полезно бывает учитывать психологию
контингента, играющего в заповеднике не последнюю роль. Гораздо выгоднее иметь
столбистов добровольными помощниками, нежели очередными платящими, но
трудноконтролируемыми туристами. Для производительной работы столбисты должны
ощущать себя не только причастными, но и необходимыми, в том числе и
администрации заповедника. Прискорбно пребывать в состоянии «Кому он нужен, этот
Васька?». К сожалению, руководство «Столбов», не имея опыта работы с волонтерами
- практики, широко применяемой на Западе, - не в состоянии оценить имеющиеся
возможности и перспективы. Не принимая во внимание, что столбисты привыкли к
общению на уровне рейтинга конкретного человека, где все строится на личностных
отношениях, оно пытается перейти к исключительно коммерческим взаимоотношениям.
А это подрывает всякую надежду на взаимовыгодное сотрудничество со столбистами в
дальнейшем и приводит к возникновению очередной волны недоверия и конфликтов.
Потенциальное значение столбистов для заповедника очень велико. Как
говорилось ранее, они могут и должны играть роль так называемых внештатных
госинспекторов, без юридической поддержки, выступая как овеществленное
«общественное мнение», что работает, учитывая восприятие русских людей, гораздо
эффективнее. Специфика отношений к природе и людям проецируется и на город через
ближайшее окружение, и далее расходящимися кругами. Такое воспитание на личном
примере оказывается, как правило, достаточно действенным. Через столбистов,
занимающих зачастую ответственные посты, формируется и общественное мнение в
городе. Тем самым столбисты являются мощным фактором не только экологического
воспитания, но и содействия решению проблем заповедника. Кроме того, столбисты
могут быть использованы как привлекательный момент для развития планового
туризма (медведи есть во многих местах, а столбисты - только у нас). И,
соответственно, как ценный, эксклюзивный, рекреационный объект, должны в свою
очередь подлежать особой охране.
© Хританков А. М., Андреева Е. Б., 2006.
«Региональные проблемы заповедного дела». Материалы международной
научно-практической конференции, посвященной 90-летию государственной заповедной
системы России. Шушенское 2006. 328 с.
| |