Красноярские Столбы
СкалыЛюдиЗаповедникСпортСобытияМатериалыОбщениеEnglish
Rambler's Top100

К вопросу о взаимоотношениях заповедника «Столбы» и красноярцев

А. М. Хританков, Е. Б. Андреева

Государственный природный заповедник «Столбы» 660006, Красноярск, ул. Карьерная. 26а, e-mail: stolby@ktk.ru

«Столбизм - сформировавшийся на «Столбах» феномен народной культуры красноярцев, массовое спортивно-эстетическое движение, в основе которого лежит свободное лазание по скалам и разнообразные формы активного досуга. Для столбизма, как особого мироощущения, характерна атмосфера равенства, вольности, праздничности, восприятия «Столбов» как уникального культурно-географического пространства» (Енисейский энциклопедический словарь).

Во все времена своего существования заповедник «Столбы» был неразрывно связан с г. Красноярском через его горожан - столбистов. Поэтому очень актуальна проблема взаимодействия с этой частью населения, т. к. именно они в большинстве своем являются носителями традиций отношения к заповеднику как объекту, достойному уважения, поклонения и сохранения.

Близость к городу и исторически сложившееся рекреационное использование части территории обусловили выделение туристско-экскурсионного района (ТЭР). Влияние потока посетителей на природу заповедника носит длительный характер, хотя весьма вариабельно по количественным характеристикам. Однако, в любом случае, для сохранения природных комплексов в их естественном состоянии необходимо проведение определенных мероприятий, что весьма затратно как в плане обустройства территории, так и в плане экологического воспитания посетителей. В настоящее время, при отсутствии федерального финансирования рекультивации и благоустройства, когда заповедники находятся в условиях «помоги себе сам", туризм может стать одним из основных источников доходов. При определении степени привлекательности объекта для туристов доминирующим показателем служит его эксклюзивность.

Рекреационная ценность «Столбов» - в природе заповедника, скалах и людях - постоянных посетителях (столбистах), придающих особый колорит.

По отдельности две первые составляющие не являются уникальными: природа заповедника типична для предгорий Восточного Саяна, а подобные скалы можно найти не только в России (нац. парк «Алханай»), но и в США (нац. парк «Юсемит»). Эксклюзивным является расположение этого природного комплекса практически в городской черте крупного промышленного центра. Что касается так называемого «столбизма» - то это явление воистину уникально, как специфическими отношениями между людьми, так и их отношением к природе, когда происходит как бы естественное "включение" человека в состав биоценоза.

Изначально своим существованием заповедник обязан столбистам, настоявшим на «заповедании» этой территории для того, чтобы уберечь любимые места от рубки леса и ломки камня. В результате получилось, что, в сущности, заповедник «Столбы" был организован как некое природно-социальное единство, сохраняющее на территории все сложившиеся к моменту организации комплексы, как фауны, флоры, так и людей, ставших такой же неотъемлемой частью, как и бурундуки или рябчики. Именно столбисты фактически несли охрану в первые годы, когда в штате, кроме директора, работавшего по совместительству, числился всего один человек. И несмотря на то что слово "Свобода» на II Столбе существует с 1905 года, оно и до сего времени выражает сам дух столбизма. Еще в 1925 году на общей сходке вся эта анархистская вольница по собственной инициативе приняла «Правила столбистов», категорически определяющие поведение посетителей на "Столбах», в том числе с требованием бережного отношения к природе, и предусматривающие достаточно жесткие меры наказания нарушителей, минуя юридические структуры. Каждый столбист считал себя Хозяином на «Столбах», что подразумевало в равной степени как права, так и ответственность за происходящее там. Причем эти права ни в коей мере не являлись единоличными, но в них все были равны. Столбисты - «разночинцы», в одной компании могут быть доктор наук и шофер, авторитет здесь определяется только качествами личности, а не социальным статусом или финансовым положением. Эта специфика неформальности данного феномена накладывает отпечаток и создает определенные сложности во взаимоотношениях с государственной структурой (заповедником), для урегулирования которых в свое время было создано так называемое «Общество столбистов» как результат поиска компромисса.

Особенно ярко были выражены связь и взаимовлияние города и заповедника до войны, с вы-JbcihHOn ею массовой эвакуацией с запада. Однако с годами, по мере увеличения доли приезжих в составе населения Красноярска, процессы ассимиляции вновь прибывших и приобретение ими «красноярского» менталитета, в том числе отношения к заповеднику как к своей Родине, до какой-то степени угасали. Тем не менее именно традиционное отношение, поддерживаемое преемст-оенностью поколений, позволило дожить духу столбизма до наших дней.

К сожалению, изменение политики, а впоследствии социально-экономических условий в стране затронуло и заповедник. Времена, когда развитие туризма вменялось заповедникам в обязанность, канули в лету вместе с существовавшими на «Столбах» туристическим комплексом и музеем природы. Период «заповедник должен быть заповедником, а туризм - организованным, и не иначе» привел к дискриминации столбистов - изначально неформальной «организации», поддерживающей порядок и чистоту на «Столбах» по велению сердца, бескорыстно, а не по указанию свыше или за отдельную плату. Поскольку наиболее законопослушными являются, как правило, «старики», которые, не желая идти на конфликт с законом и не всегда сумев отделить государственную структуру «Заповедник» от территории заповедника «Столбы», не выдержали первыми и ушли. Вот так «прервалась связь времен». И сегодня, к сожалению, в среде столбистских компаний, проповедующих старые заповеди, сохранилось лишь одно-два «реликтовых сообщества» и только.

Новые веяния привнесли в Положение о заповеднике определение «... эколого-просветительское учреждение», что автоматически включило туризму зеленый свет, но, увы, не подкреплялось ни штатами, ни сметой. Как могут проследить один-два штатных госинспектора за несколькими сотнями человек, рассеянными по гористой территории площадью 1410 га с бесчисленными тропами и скалами? Другая сторона - ущерб от массового посещения необустроенной для этих целей территории значительно выше, чем на специально организованной, с предусмотренными местами отдыха и тропами с нормальным покрытием. На наш взгляд, существуют три пути решения проблемы, причем оптимум - в их сочетании, а не выборе одного: а) финансовая поддержка города и края; б) платный организованный туризм; в) общепризнанное «волонтерство», представителями которого от века являлись столбисты.

а) Заповедник «Столбы» и его охранная зона - одно из немногих мест отдыха, доступных практически всем красноярцам, в том числе малообеспеченным, т. е. за счет особо охраняемой территории город решает свои рекреационные проблемы, и компенсация за пользование рекреационным ресурсом будет вполне закономерна и справедлива. Эти средства должны пойти на содержание дорожно-тропиночной сети, организацию мест отдыха, уборку мусора.

б) Туризм - одна из доходнейших статей бюджета в цивилизованном мире и вполне могла бы быть таковой для города и края. «Столбы» - одна из основных достопримечательностей, место, куда обязательно везут гостей всех рангов, от любимой тетушки до министра. Фигурально выражаясь, «Столбы» - лицо города, его «визитная карточка». Туристический бизнес влечет за собой увеличение финансовых потоков, создание соответствующих инфраструктур и дополнительных рабочих мест. Но турист платит за услуги, для организации которых необходимы первоначальные вложения. Однако необходимо взвешенно подходить к «оцивилизированию» «Столбов», чтобы в погоне за удобствами для туристов не уничтожить впечатление от общения с дикой природой, экзотичной для урбанизированного человека, ради которого сюда и приходят люди.

в) Волонтеры - люди, работающие бескорыстно, осознающие необходимость своего личного участия в проводимых акциях и получающие удовлетворение от возможности быть сопричастными к ним. То же, по сути, делают столбисты, сохраняя свою среду обитания. Порочная практика перевода всех отношений в единую систему «товар -деньги» в корне подрывает установку на бескорыстный инициативный труд. При планировании стратегий поведения полезно бывает учитывать психологию контингента, играющего в заповеднике не последнюю роль. Гораздо выгоднее иметь столбистов добровольными помощниками, нежели очередными платящими, но трудноконтролируемыми туристами. Для производительной работы столбисты должны ощущать себя не только причастными, но и необходимыми, в том числе и администрации заповедника. Прискорбно пребывать в состоянии «Кому он нужен, этот Васька?». К сожалению, руководство «Столбов», не имея опыта работы с волонтерами - практики, широко применяемой на Западе, - не в состоянии оценить имеющиеся возможности и перспективы. Не принимая во внимание, что столбисты привыкли к общению на уровне рейтинга конкретного человека, где все строится на личностных отношениях, оно пытается перейти к исключительно коммерческим взаимоотношениям. А это подрывает всякую надежду на взаимовыгодное сотрудничество со столбистами в дальнейшем и приводит к возникновению очередной волны недоверия и конфликтов.

Потенциальное значение столбистов для заповедника очень велико. Как говорилось ранее, они могут и должны играть роль так называемых внештатных госинспекторов, без юридической поддержки, выступая как овеществленное «общественное мнение», что работает, учитывая восприятие русских людей, гораздо эффективнее. Специфика отношений к природе и людям проецируется и на город через ближайшее окружение, и далее расходящимися кругами. Такое воспитание на личном примере оказывается, как правило, достаточно действенным. Через столбистов, занимающих зачастую ответственные посты, формируется и общественное мнение в городе. Тем самым столбисты являются мощным фактором не только экологического воспитания, но и содействия решению проблем заповедника. Кроме того, столбисты могут быть использованы как привлекательный момент для развития планового туризма (медведи есть во многих местах, а столбисты - только у нас). И, соответственно, как ценный, эксклюзивный, рекреационный объект, должны в свою очередь подлежать особой охране.

© Хританков А. М., Андреева Е. Б., 2006.

«Региональные проблемы заповедного дела». Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию государственной заповедной системы России. Шушенское 2006. 328 с.

 

Экстремальный портал VVV.RU Facebook Instagram Вконтакте

Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов.
Обязательным условием является указание активной ссылки на использованный материал

веб-лаборатория компании MaxSoft 1999-2002 ©