Красноярские Столбы
СкалыЛюдиЗаповедникСпортСобытияМатериалыОбщениеEnglish
Rambler's Top100

Сапожникову Юрию Георгиевичу

В далеком 1979 году мы с другом Кузьмой (Серегой Ченцовым), молодые уверенные в себе перворазрядники, приехали после кавказской школы инструкторов стажироваться в узбекский альплагерь "Дугоба", который в то время именовался в народе как "урало-сибирская зона". Большая часть инструкторов лагеря была красноярцы. На первом же инструкторском совещании начуч Яшка (Яковлев Виталий Дмитриевич) определил меня стажером в отряд, куда командиром был назначен Лапоть (Лаптенок Валерий Дмитриевич), а командиром отделения состоял некто Сапог, как потом оказалось Сапожников Юрий Георгиевич. Ну, думаю, класс, повезло! Красноярцы - свои, буду жить как у Христа за пазухой. Когда расходились, кто-то сочувственно похлопал меня по плечу: "Ну ты попал... крепись, парень". На эту реплику я только усмехнулся и пошел на собрание инструкторов отряда.

Только Лаптенок начал посвящать нас в учебные планы, какие занятия будут проводиться и сколько часов, встал лысый жилистый мужик, похожий на терминатора, и без тени улыбки коротко произнес: "Кончай бодягу разводить. Нам к отряду приписан стажер, как его... Захар, во - он и будет все занятия с бабьем проводить. А все инструктора мужского пола сымаются на легкие каторжные работы - строительство бани".

Сначала я подумал, ни фига себе, за всех инструкторов с целым отрядом пахать, а потом идея понравилась: начальство будет баню строить внизу, а мы в ВГЗ весело жить с участниками да по горам лазить. С этими мыслями я рванул к отделению знакомиться. Вдогонку слышу спокойный хриплый голос Сапога: "Да, чуть не забыл. После занятий сразу на строительство бани".

Тогда я еще не знал, что самое бесправное и жестоко угнетаемое существо в альплагере советского периода - стажер. Стажер даже не имел права голоса. Но я все-таки имел неосторожность его подать: "Так мы же на Пупе будем жить - это два часа ходу туда и два обратно! Тренировка заканчивается поздно вечером, а рано утром следующая. Еще до скал от Пупа час ходьбы". От уходящего вдаль Сапога послышалось: "Твои проблемы...".

Так мы познакомились с Великим Сапогом - Юрием Георгиевичем Сапожниковым, мастером спорта СССР, Снежным барсом, одним из руководителей знаменитого завода "Красмаш".

В 1981 году Сапожников пригласил большую группу молодых альпинистов из "Буревестника" в спортивный клуб "Енисей" при Красмашзаводе. Так создалась одна из сильнейших альпинистских команд СССР, которой он руководил в течении 10 лет. Это была организация! С приближением лета крупнейший оборонный завод Советского Союза начинало лихорадить: конструктора откладывали в сторону чертежи "летающих холодильников" и начинали изобретать газовые горелки, ледовые молотки и крючья; слесаря точили напильниками закладухи; швеи строчили пуховки и палатки; гараж завода холодильников готовил к многотысячекилометровому азиатскому пробегу "Камаз" с непревзойденным ассом-водителем Володей Цоем; сварщики варили печку для бани, которая объехала все горы нашей Родины и топилась даже на леднике Ронгбук в Тибете под Эверестом в 1996-м. Проходя мимо курилки на территории завода можно было услышать такой разговор работяг: "А че за кипеш-та?" - "Да Сапог в горы собирается, не слыхал штоли?".

Он стал для нас действительно отцом родным, мы его так и звали - "папа". Как-то на Кавказе сидели-рассуждали: как это Сапог стал тренером, не имея ни специального физкультурного образования, ни особого опыта, тем не менее точно определяет, когда нам отдыхать надо после тяжелого восхождения, а вдруг ревет "все на гору". Решили спросить его. Ответ был исчерпывающим: "Пока молчите - не восстановились еще; как про баб заговорили, значит, на гору пора, %#ли тут думать?"

Интуиция была в горах у Юрия Георгиевича иногда удивительная. Только два примера. В 1982 году я сильно поломался на Памире, лежал долго в Душанбе, очухивался всю зиму. Только в апреле 1983-го бросил костыли и перешел на протез и трость. А у нас в конце июня Чемпионат СССР на Кавказе. Естественно, я в команду не попадаю, да и не смогу лезть, конечно, но хотя бы поехать на сбор с ребятами. Пришел на собрание, чтобы попроситься поехать в обозе хотя бы, а Сапог невозмутимо зачитывает состав сборной: Серега Ченцов, Валера Богомаз, Саша Богачев, Валера Балезин, Сергей Баякин, ... Николай Захаров. Я остолбенел, стою с палкой, хромой, нога болит; врачи сказали, что не срослась еще, а через месяц выступать на Союзе. Попытался чего-то сказать, Юрий Георгиевич слушать не стал - тренируйтесь, парни, говорит. Я вышел, выбросил палку и пошел на Столбы. Тренироваться. В начале июля мы стали Чемпионами СССР.

1989 год. Самый тяжелый. В феврале потеряли шестерых друзей в лавине на Коммунизма, летом все-таки заявились на Чемпионат Союза в высотном классе. Полезли на Погребецкого по Северной стене. Улетел Лебедь. Спускали с переломом позвоночника. Вертак улетел с ледника с Вовой, мы сидим в базовом лагере, думаем, как домой поедем, может на Иссык-Куль заехать покупаться? Сапог говорит спокойно: "Я домой уезжаю, отпуск у меня кончился - на родной завод пора. А вы на Победу полезете. Через Важу. Толпой". А что такое пик Победы? Это 7439 метров высоты, самая опасная и тяжелая гора в Союзе, стоит многих Гималайских восьмитысячников. Ежегодно кто-то гибнет. Но в то же время Победа - это ступень вверх для тех, кто выбрал для себя высотный альпинизм, это трамплин. Сапог улетел на вертолете, мы полезли. Залезли. Десять человек, как один. Домой летели на крыльях - Победу сделали!

Я очень благодарен судьбе, что встретил в своей жизни Сапожникова Юрия Георгиевича, который в нас, взрослых уже людях сумел воспитать настоящие мужские качества, которые так теперь помогают в жизни.

Будь здоров, уважаемый Юрий Георгиевич!

Николай Захаров

Фото Александра Кузнецова

1985. Замин Карор. Старший тренер. Наблюдает за восхождением команды.

1985. Дорога на Ягноб. Чемпионат СССР в скальном классе.

1985. В Фанах.

1985. На тренировочном восхождении.

1987. Золотая команда. Капитан Володя Архипов. Шестерка на Парандас. Тренер.

1987. Легендарный Газ-66. За рулем Володя Цой. Папа с дочкой Машей.

1988. Линейка. Лагерь под Ахуном. Крайняя справа дочка Маша. 6-й справа Боб Тронин. 10-й справа Константин Филиппов.

1990. Сборы перед Ю. ст. Коммунизма. Сметанин, Миллер, Сапожников, Лебедев, Захаров.

1998. На открытии часовни.

2008. На обсуждении проекта церкви в Академгородке.

Фото Михаила Письмана

1973. Артуч. Читает описание маршрута.

В Ергаках

На базе Лебедева.

В Каменном Городе

Экстремальный портал VVV.RU Facebook Instagram Вконтакте

Использование материалов сайта разрешено только при согласии авторов материалов.
Обязательным условием является указание активной ссылки на использованный материал

веб-лаборатория компании MaxSoft 1999-2002 ©